суббота, 10 августа 2013 г.

Опять я в Питер забежала на культурный вечерок

Да, да, да - 31 июля сапсан увез снова меня в мой любимый Санкт-Петербург, где вначале по традиции я зашла к Ксенюшке, а потом пешочком пошла гулять по славному солнечному и теплому городу. Увидела на набережной корабль "Калевала" и сразу вспомнила прошлогодний корпоратив в Карелии - было славно.



Далее ноги привели меня к Никольскому собору. Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор, расположен на берегу Крюкова канала. Собор был построен по личному ходатайству князя М. М. Голицына, предложившего императрице Елизавете Петровне "в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского" возвести в Петербурге храм во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков.


Двухэтажный собор представляет в плане равноконечный крест. Он увенчан пятью широко расставленными главами с позолоченными куполами, празднично украшен лепниной и декорирован колоннами коринфского ордера. Великолепное сочетание золотых куполов, синих фасадов и белоснежных колонн придает всему храму нарядность и торжественность. 
 
Екатерина Великая повелела даровать собору десять образов в память русских морских побед над турецким и шведским флотами. Никольский собор, ставший храмом-памятником морской славы России, принимал активное участие в жизни российского флота. Любое важное событие - закладка нового корабля, спуск его на воду, заморская экспедиция или возвращение корабля из долгого плавания - сопровождалось богослужением. Само собой разумеется, что именно в этом соборе служились торжественные молебны по поводу главных морских побед. Здесь же поминали и погибших моряков. В память о героях устанавливали мемориальные мраморные доски. Так, например, почтили память моряков, погибших в русско-японской войне 1904-1905 годов.
 

В Соборе шла служба, которую я с удовольствием отстояла, любуясь внутренним убранством.  А потом двинулась в сторону Мариинского театра в ожидании балета "Жизель".


Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.
 

Построенный по проекту Антонио Ринальди Большой театр поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир»). Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально-инструментальные концерты.
 
Петербург строился, его облик непрерывно менялся. В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Новый, приобретший парадный и праздничный вид, Большой театр сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы, наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Однако в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар. За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. Тома де Томон, составивший проект восстановления своего любимого детища, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.


Когда же в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте все тем же архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.
 

31 июля в театре шел балет "Жизель", который я уже один раз видела и именно в Мариинке. Но, теперь я подготовилась - купила программку и тщательно заблаговременно ее изучила.
 
Афиша:

Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать.  Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом. Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и ее отец. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа, очарованная непосредственностью и красотой Жизели, дарит девушке дорогую цепь. Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник – день урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта во лжи и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель не хочет верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущенным графом предстает его невеста. Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.

 Полночь. Ганс пришел на могилу Жизели. Появление вилис пугает его. Вилисы поднимаются из своих могил и всех, кто появляется на кладбище в это время, заставляют танцевать до тех пор, пока человек не падает мертвым. Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в хоровод вилис. К могиле Жизели приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта. Окруженный хороводом вилис появляется Ганс. Вилисы снова и снова заставляют его танцевать и, закружив, бросают в озеро. Такая же участь ждет и Альберта. Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту отпустить Альберта, но та непреклонна. Светает. С восходом солнца вилисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда.


 БРАВО!!! Очаровательная игра актеров, яркая музыка, красивые декорации. Зрители очень долго не отпускали танцоров со сцены, звучали аплодисменты и овации. Я была в полнейшем восторге и с моего лица не сходила довольная улыбка.
 
Идя в сторону метро, я попала в Юсуповский парк. Небольшой, но единственный в этой части города островок зелени, ведет свою историю с 1724 года. Тогда Петр Первый подарил Григорию Дмитриевич у Юсупову участок земли от реки Фонтанки до канала Грибоедова (по другой версии участок находился от Фонтанки в районе Московского проспекта до нынешней Садовой улицы). Общая площадь составляет 9 гектар. По всему участку расположились небольшие водоемы и ручейки.
 
В 1730 году построили деревянный одноэтажный дом, проект для которого разработал Доменико Трезини. Через 20 лет его полностью перестроили, сделав каменным. На этот раз, автором проекта был другой модный архитектор - Растрелли. Вокруг дворца предполагался «французский парк». Вырыли два озера, проложили каналы и разбили цветники.       

В конце 18 века дом вновь решили перестроить, одновременно изменив и территорию на этот раз в английском стиле. В парке вырыли большой пруд, на котором устроили четыре маленьких островка, выстроили летнюю беседку и каменный грот, насыпали холмы (ничего до наших дней не сохранилось).  По всей территории поставили мраморные скульптуры, клумбы и небольшие беседки. Водоемы славились своими золотыми рыбками. По определенным дням сад открывали для публичного посещения. Но эта традиция просуществовала очень не долго. Слишком велик был соблазн выловить драгоценных золотых рыбок и поломать ухоженные кусты.
 

Благодаря Юсуповскому саду, в России возник такой вид спорта, как фигурное катание. В 1877 году здесь основали базу Общества любителей бега на коньках, а уже через год организовали первые соревнования. Ещё через десять лет сад полностью отдали Обществу и открыли школу фигурного катания. Сейчас это очень приятное и красивое место отдыха
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий