пятница, 9 августа 2013 г.

Промыслы Нижегородской области

Пока за окном лето нужно ловить каждый теплый день и развивать свой кругозор. Так, мы снова выехали за пределы столицы. Теперь конечным пунктом назначения выступил Нижний Новгород. Во избежание пробок мы поехали в Поволжье на сапсане. Итак, 06.45 Курский вокзал, первая высокая платформа, 9 вагон, поезд отправляется в Нижний, время в пути 3 часа 55 минут.

У нас были места друг напротив дружки, так что мы всю дорогу играли в уно, жуя бутерброды. Приехав в город, мы пошли на автостанцию, так как путь наш лежал в древний город Городец. Маршрутка провезла нас через Заволжье, где мы купили местного мороженого, через Нижегородскую ГЭС и привезла на автовокзал города Городец. Оттуда мы пешком отправились в Город Мастеров, который нас встретил песнями и плясками. Мы танцевали гопак, кадриль, играли в платочек, пели частушки, играли на русских национальных инструментах. Ну а в ресторане внизу нас ждал горячий душистый травяной чай с городецкими пряниками. Затем мы прошлись по всем залам, посмотрели, как лепят свистульки, рисуют игрушки, а также творят шедевры  из дерева.

Городецкий Город мастеров представляет собой комплекс деревянных сооружений, посвященный истории деревянного зодчества Нижегородской области периода XVI-XIX веков. В этом комплексе представлены разом и роскошный княжеский терем, и деревянные дома зажиточных купцов, и скромные крестьянские избы. Между собой все эти строения соединены переходами.

Город мастеров - это новодел, он был построен несколько лет назад к приезду в Нижегородскую область патриарха Кирилла.

В этот день было много свадеб, которые приезжали в Город Мастеров для гуляний, а также прибыл теплоход с 500 туристами. Так что 27 июля в Городце было оживленно.

После Города Мастеров мы пошли гулять по городу. Зашли померили шляпки, пофотографировались и посмеялись от души. Городец - один из древнейших русских городов. Основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Городец был построен как военная база и крепость на крутом и обрывистом левом берегу Волги примерно на 50 километров выше впадения в нее Оки. Как и большинство древнерусских городов, Городец состоял из двух частей: детинца (кремля) и ремесленного посада, которые имели по две линии укреплений. В феврале 1238 года, в результате татаро-монгольского нашествия, Городец был сожжен, а его жители были почти полностью истреблены монголо-татарскими захватчиками.

Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом суровых старообрядцев и предприимчивых купцов. В конце XIII века Городец стал таким же видным политическим центром, как Тверь и Москва. На рубеже XIX-XX веков Городец - крупный центр сбыта изделий народных промыслов. В окрестных деревнях изготовляли глиняную посуду, конские дуги, сани, детские игрушки. Здесь же в 1870-е годы появилась сюжетная роспись на прялках - знаменитая "городецкая роспись".

Расцвет Городца прервала Октябрьская революция. Однако, несмотря на все лихолетья XX века, город смог сохранить своё лицо. В годы Советской власти в Городце были подняты на новый уровень традиционные для него отрасли - судостроение, судоходство, деревообработка, художественные промыслы.

Мы  пошли в центр города: на улицу Ленина, улицу Андрея Рублева, улицу Александра Невского и вышли на набережную Революции. Здесь и каменные купеческие дома, и свежевыкрашенные деревянные избы, украшенные резьбой и наличниками - сказка просто.

Пообедав в кафе "Легенда" мы поехали через Заволжье назад в Нижний Новгород. Наша гостиница располагалась в самом центре города на улице Рождественской. Бросив вещи, мы завернули в английский паб Union Jack. Виноградный кальян там просто волшебный, в то время как коктейли и еда там так себе. Пару часов мы расслаблялись в пабе, а потом с отличным настроение пошли гулять по ночному городу в сторону Кремля.

Кремль ночью был великолепен, правда высоченный подъем на вершину дался нам с трудом, но зато открывшиеся виды на матушку Волги и легкий ветерок с реки сняли всю тяжесть подъема. Затем мы прогулялись по Покровке, увидели здание Центрального банка, и около двух часов ночи развернулись в сторону гостиницы.

Утром в 9.30 у нас началась экскурсия по городу. Нижний Новгород (Горький) – удивительный город, расположенный на месте слияния двух великих рек – Волги и Оки. Основанный в 13 веке, он и в наши дни сохранил дух старины.

Рождественская улица является одной из центральны улиц Нижнего Новгорода и соединяет Ивановский съезд Нижегородского кремля с площадью перед Благовещенским монастырем. После возведения в 1653 году купцом-промышленником С. Задориным каменного Рождественского храма, улицу стали именовать Рождественской. Однако храм вскоре сгорел, а в 1719 году Г. Строганов построил рядом другое здание, которое существует и сегодня. В начале XIX века, согласно распоряжению инженера А. А. Бетанкура во избежание пожаров эту часть города решено застраивать исключительно каменными зданиями.

Рождественская улица сохранила уникальную архитектуру старого города, здесь исключительно каменные дома, история древнейших из которых начинается еще в середине XVIII века. Улица Рождественская, по свидетельству Н.И. Храмцовского, «по красоте строений и многолюдству улиц есть лучшая из всех улиц Нижнего Новгорода; на ней и вблизи нее сосредоточена главная коммерческая и промышленная деятельность города». К концу XIX века на Рождественской находились конторы пароходств, крупных торговых компаний и банков, заводские корпуса, лучшие гостиницы и магазины. В 1896 году прошла Всероссийская промышленно-художественная выставка и на Рождественской улице был открыт трамвайный маршрут и два подъемника-фуникулера, улица осветились дуговыми электрическими фонарями.

Строгановская церковь (Рождественская церковь) — один из старейших действующих православных храмов Нижнего Новгорода. Рождественская церковь была заложена солепромышленником Г.Д.Строгановым в 1697 г. и в основном завершена к 1703 г. В Нижнем Новгороде Строгановы обосновываются в XVII веке. Это было связано с выгодным географическим положением города и с экономическими преимуществами, которое оно давало. В начале Строгановы обосновались за рекой, в Гордеевке, а потом перебрались в нагорную часть – туда, где кипела торговая жизнь города.

Вот здесь-то Григорий Дмитриевич Строганов и занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова.

Всего Строгановы построили в России пять храмов (в Сольвычегодске, Устюжне-Железнопольской, Троице-Сергиевой Лавре), два из которых находятся в Нижнем Новгороде.

Историки архитектуры говорят об особом стиле – «строгановском барокко», который характеризует храмы, созданные представителями этой династии. Среди выстроенных Г. Д. Строгановым храмов нижегородская церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы отличается особой монументальностью образа, изысканным, ювелирно выполненным пышным декоративным убранством.

Строгановская церковь двухъярусная: наверху расположен трехапсидный алтарь, моленный зал, бесстолпная трапезная и паперть. Храм пятиглавый, главы поставлены по сторонам света, как в деревянных церквях. В подцерковье под трапезной располагались три изолированные кладовые. Снаружи и внутри храм украшен белокаменной резьбой (окна, порталы входов, приставные колонны).

На колокольне Строгановской церкви находятся часы, которые кроме течения времени показывали течение солнца и фазы луны. Эти часы удивляли гениального нижегородского изобретателя-самоучку Ивана Петровича Кулибина, и, возможно, содействовали пробуждению у него интереса к механике.

Храм неоднократно горел (в 1768, 1782, 1788 годах). Колокольню, которая раньше стояла отдельно, по уровню второго яруса соединили с папертью крытым переходом.

В 1913 году храм был полностью отреставрирован снаружи и внутри. Закрыт большевиками в 30-е годы. Во время Великой отечественной войны в помещении церкви располагался аптечный склад, благодаря которому был сохранен иконостас. Все остальное убранство было потеряно. В храме сохранился уникальный иконостас. Из 46 икон конца XVII столетия до нашего времени дошло 43.

Затем через памятник  купеческой жадности «Соляная афера» мы пошли к Кремлю. Памятник был создан в память о «Соляной афере», которая состоялась в 1864 году. В том году после паводка соляные склады по берегу Оки оказались пустыми. Однако склады были пустыми и до паводка. Начальник соляной конторы дворянин Вердеревский украл соль с помощью пристава соляных запасов Терского, купцов Блиновых и Бугровых. Вердеревского осудили и подвергли «гражданской казни», а купцы откупились.

Вердеревского с Терским лишили всех прав и сослали на поселение в Сибирь. На них же было возложено возмещение убытков, а в случае их несостоятельности — на купцов. Отец Федора Блинова подарил сыну чугунные башмаки с напутствием: «Носи один раз в год и помни о нашей чести».

Памятник представляет собой две чугунные калоши 58 размера на бетонном постаменте, а рядом бетонный мешок с солью, так чтобы в эти калоши могла поместиться нога каждого желающего их примерить.

У Нижегородского кремля возле церкви Рождества Иоанна Предтечи на Нижепосадском торгу 4 ноября 2005 года в честь всероссийского государственного праздника Дня Народного единства был торжественно открыт и освящен патриархом Алексием II памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Место установки было выбрано не случайно, ведь именно с паперти этой церкви призывал нижегородцев в 1611 году Кузьма Минин собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Мысль о том, чтобы увековечить подвиг бесстрашных земляков, которые защитили Отечество от польских интервентов (Речи Посполитой) в 1612 году, зародилась еще в начале XIX века в литературных кругах столицы – Москве, а также в самом Нижнем Новгороде.

В 1811 году был окончательно решен вопрос об установке памятника в Москве на Красной Площади перед Собором Василия Блаженного, а не в Нижнем Новгороде. И лишь почти два столетия спустя, в 2004 году, мэром Москвы Юрием Лужковым было предложено Зурабу Константиновичу Церетели изваять точную копию памятника Минина и Пожарского для Нижнего Новгорода. В отличие от Московского собрата, памятник уменьшен на 5 см. и отлит из бронзы, а не из латуни и меди. На прямоугольном пьедестале возвышаются две фигуры гражданина Минина и князя Пожарского – Кузьма Минин с отвагой и мужеством в глазах вручает меч сидящему князю с просьбой поднять народ на борьбу с иноземным игом и указывает путь на Москву. Держа в одной руке щит, с чувством долга принимает князь Дмитрий Пожарский сей дар. На постаменте из красного гранита высечена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия».

Нижегородский Кремль – знаменитый памятник фортификации, который неоднократно был осажден ордынцами и ногайцами, но ни разу не был взят. Кремль был заложен в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем и представлял из себя деревянно-земляные укрепления – глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и посады его. Кремль был создан Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства, имел свой гарнизон и артиллерийское вооружение.

Нижегородский Кремль являлся первой в России каменной крепостью, рассчитанной на применение артиллерии и занимающий второе место по площади (45 га) после Московского Кремля (47 га).

Изюминкой города можно без преувеличения назвать одно из самых удивительных сооружений – Чкаловскую лестницу, которая располагается у левого берега Волги. Потрясающая по своей красоте, лестница названа в честь выдающегося летчика-испытателя, нижегородца Валерия Павловича Чкалова, который в 1937 году совершил беспрецедентный перелет Москва – Северный полюс – Ванкувер без единой посадки. Памятник великому летчику установлен в ее изголовье. Чкаловская лестница – главная смотровая площадка города, с которой открывается живописный вид на левый берег волги. Перед лестницей проходят авиа-шоу, здесь же начинается парад в день победы в Великой Отечественной Войне. Лестница, спускаясь огромной восьмеркой по склону, связывает верхнюю часть города с Нижне-Волжской набережной и насчитывает 560 ступеней. Мемориальное сооружение было заложено в 1943 году в честь победоносного завершения Сталинградской битвы и строилось, в том числе, силами пленных немцев. Правда сейчас лестница находится на реконструкции.

Далее мы проехались на канатной дороге в город Бор, где съели очень вкусную пиццу и повернули назад в Нижний. С канатки нам открылся вид на монастырь.

Печерский Вознесенский мужской монастырь величаво возвышается на полугоре у берега Волги неподалеку от Нижнего Новгорода. Основные сооружения монастыря сгруппированы так, что со стороны города они воспринимаются как единое многоглавие. Монастырь был основан Митрополитом Киевским и всея России в 1383-1385 годах, святым Дионисием.  Вскоре после основания монастырь становится важнейшим духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества. Мужской монастырь имел строгие правила и был устроен по принципу строгого общежительства - монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. В это время в стенах Печерской обители монахом Лаврентием создаётся Лаврентьевская летопись - одна из древнейших русских летописей, в состав которой входят «Повесть временных лет» (доходит до 1116) и летописные статьи, доходящие до 1305 года, Повесть о нашествии Батыя.

После монастыря мы двинулись на улицу Большая Покровская - одну из старейших улиц Нижнего Новгорода, которая оформилась как главная улица города в XVIII веке и до Великой Октябрьской революции 1917 года считалась дворянской. Улица названа в честь стоявшей на ней церкви Покрова Пресвятой Богородицы (на месте дома 30 А, ныне Первой булочной).

Улица делилась на две части: верхнюю и нижнюю. В отличие от нижней, аристократической части улицы, верхняя была более демократичной: на ней проживали купцы, мещане, разночинцы и разбогатевшие крестьяне. Здания ранее на улице были все срублены из дерева, кроме Никольской Верхнепосадской церкви, и лишь с начала XIX века начались возводиться каменные строения и дома. К началу 1850-х годов каменными являлось большинство жилых и административных зданий. Верхняя часть Покровки застраивалась преимущественно каменными домами, а вот нижняя – деревянными (одноэтажными или на каменном подвале). Преобладающим архитектурным направлением являлся классицизм, но с 40-х годов XIX века в застройку улиц начинает проникать эклектика: к числу наиболее ранних зданий, выполненных в этом стиле, относится дом князей Юсуповых выстроенный в 1847-1848 годах по проекту Фостикова. Сегодня это первая пешеходная улица города, на которой размещается множество ресторанов, кафе, ночных клубов, кинотеатров, торговых комплексов и бутиков, а с 2005 года установлено двенадцать оригинальных скульптур известных нижегородцев и забавных героев.

Здание Государственного банка на Большой Покровской, 26 по праву считается самым оригинальным и запоминающимся в Нижнем Новгороде. Это выдающийся памятник архитектуры неорусского стиля, построенный в 1911-1913 гг. в честь 300-летия царствования Дома Романовых. Ансамбль в неорусском стиле образуют: главное здание, которое поставлено с отступом от красной линии улицы: жилой дом для служащих; ограда кованая с воротами; часозвоня и хранилище. Металлические конструкции подвесного потолка выполнены были на Сормовском заводе, а изразцы и половая керамическая плитка российским торговым домом (до 1922 года) «Мюр и Мерилиз».

Здание имеет облик сказочного средневекового европейского замка-крепости и одновременно русских теремных княжеских хором с вынесенным вперед крыльцом с шатровой кровлей. Полукруглые башни, выступ на северном фасаде ассоциируются с оборонным сооружением типа крепости или замка, а основной объем здания - с огромными боярскими палатами. Использование традиционного красного кирпича с белыми оштукатуренными деталями также относится к традиции русского стиля. Все здание и внутри, и снаружи щедро насыщено разнообразными видами декоративного искусства. После Великой Октябрьской Революции 1917 года здание банка использовалось по назначению, лишь герб Российской империи на шпиле заменен на герб СССР. В здании и по сей день располагается главное управление Центрального банка РФ по Нижегородской области. В 2006 году была выпущена памятная серебряная 3-рублевая монета из серии «Памятники архитектуры России», в центре монеты располагается рельефное изображение центральной части фасада здания банка, под ним находится надпись «г. Нижний Новгород», вверху по окружности на матированной поверхности - надпись «Здание Государственного банка».

Так как в городе активно праздновался день ВМФ, то кругом шли концерты и купания в фонтанах, а мы наслаждались музыкой и праздничной атмосферой города вплоть до 18 вечера, когда мы на новом метро доехали до вокзала, где уже сигналила нам уходящая в Москву "Ласточка".