четверг, 7 апреля 2016 г.

Болгар - ни город, ни село для русских среди татар

Итак, день второй необычной для меня паломнической поездки в Православную Татарию. Кстати, тот самый Храповицкий - лесопромышленник, чей замок мы видели в Судогде, родом из Казани, и он же основатель православия в Европе. Вообще, в рамках экскурсии мы слышали много знакомых имен: Шаляпин, Рахманинов, Маликов...
 
 
В 8 утра мы отправились из гостиницы на Центральный вокзал, где нас ждал автобус, и поехали первым делом в Казанско-Богородицкий мужской монастырь. История Казанского Богородицкого женского монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.
 
 
Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины — нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже — Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.
 
 
В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери.
 
 
Поклонившись святыне, мы поехали за 180 км в город Болгар. Татарский город Болгар, расположенный на левом берегу Волги, получил свое название в 1991 г. в честь столицы Волжской Булгарии — одного из ранних государственных объединений Восточной Европы, — находившейся в древности на этом месте.
 
 
Возникший в начале 10 в. Болгар к рубежу 12-13 столетий достиг своего расцвета, однако развитие его было на время прервано монгольским нашествием. Но уже во второй половине 14 в. окруженный земляным валом и дубовыми стенами Болгар превратился в один из крупнейших городов Европы, в нем проживали более 50 тыс. человек. В русских летописях город именуется Великим Болгаром, а в восточных — Золотым троном.
 
 
 
Сам город мы, увы, не видели, так как главным пунктом нашего назначения была Свято-Авраамиевская церковь. Начало исторического бытия нашей церкви - юбилейный 1988 год Крещения Руси. Храм был перенесён из села Порфировка Спасского района, которое находится в 15 км от Болгара. Село умирало, и деревянная церковь (созданная по проекту казанского архитектора Малиновского в традициях сельского деревянного зодчества) давно стояла в состоянии «мерзости запустения».
 
 
В сегодняшнем варианте однопрестольный храм имеет многоглавое завершение, посвящен, по благословению правящего архиерея, мученику Авраамию, Болгарскому чудотворцу.
 
 
В день памяти пророка Илии, 2-го августа 1989 года в храме состоялась первая Литургия и настоятелем церкви стал Батюшка Владимир Головин.
 
 
23 мая 2001 года на вечернем богослужении, посвящённом празднику Вознесения Господня, в храме святого мученика Авраамия Болгарского на глазах прихожан очень ярко просветлела икона Вознесения. 27 мая этого же года замироточили мощи святого мученика Авраамия Болгарского чудотворца, которые также находятся в нашем храме. С апреля 2000 года целая волна обновления прошла по домашним иконам верующих, очень много икон просветлело в самой церкви. И даже иконы девятнадцатого века, на которых последние пятьдесят лет невозможно было определить сюжет, стали «молодеть» буквально на глазах: проступили лики святых, краски стали ярче, а на некоторых иконах стало возможно даже разобрать буквы и мелкий узор.
 
 
После обеда началась базовая проповедь протоирея Владимира Головина. В простой и доступной форме батюшка, ласково обращаясь к своим духовным чадам «миленькие вы мои», говорит о проблемах сегодняшней жизни, которые тяжким бременем легли на наши плечи. Он не делает великих открытий в своей проповеди, а лишь возвращает людей к истокам Православной веры, наполняя их сердца верой в Божественную силу молитв.
 
 
Батюшка отвечал на общие вопросы из зала, рассказывал об ошибках постящихся (ведь суть далеко не в еде), расставлял по полочкам в голове насущные вопросы. После проповеди мы все написали личные вопросы и на следующий день получили персональные ответы: кому-то благословение на чтение определенного Акафиста в рамках молитвы по соглашению, кому-то какое-то слово, кому-то обвел нужные слова - каждому индивидуально и по потребности.
 
 
Затем мы читали Акафист Пантелеемону Исцелителю и только после этого поехали в гостиницу "Регина" размещаться на ночь и готовиться к следующему дню.
 
 
Следующий день начался в 7 утра отъездом посещением места мученичества св. Авраамия Болгарского - колодца со святой водой и совместным чтением акафиста мч. Авраамию. Все набрали в колодце святой воды, а желающие даже прямо на месте облились ей в специально оборудованных кабинках.
 
 
После этого мы поехали снова в храм Святого Авраамия для исповеди, причастия, участия в богослужении. Далее началось духовное лечение: вначале было совместное чтение канона о болящих, поминая имена молящихся. Далее батюшка Владимир кропит всех святой водой и говорит проповедь на тему исцеления от телесных недугов. После проповеди начинается индивидуальное помазание. Паломники, зайдя в специальный пристрой (сначала мужчины, потом - женщины), надевают специальные рубахи с прорезями для помазания всего тела, священники через прорези в рубахах помазывают участки тела, где находятся жизненно важные органы. Далее паломники подходят к батюшке Владимиру, который по древней библейской практике возлагает руки на голову каждого паломника и совершает молитву Господу Богу с призыванием Святого Духа..   Духовное лечение – это способ исцеления телесных болезней и душевных недугов.
 
 
Затем мы быстро пообедали и поехали в храм Рождества Богородицы села Три озера к иконе Божией Матери "Чадоподательница", где приняли участие в совместном чтении акафиста.
 
Отсюда мы уже на автобусах отправились в обратный путь, где нам включили православные фильмы. В 20.30 мы были на Центральном вокзале города Казани, поужинали в кафе Алан и в 21.57 сели в поезд на Москву, а остальные уехали по разным частям нашей страны: Ханты-Мансийск, Воронеж, Рязань, Екатеринбург и в Казахстан.
 
Паломничество - тяжелый труд: и физически, и эмоционально, и духовно. Очень много часов проводишь на ногах. Нужно готовиться к подобной поездке заранее, и неподготовленному человеку довольно-таки тяжело. Но я очень довольна, что приняла в ней участие, я открыла много нового для себя. Поездка получилась душевная и благостная.
 
 
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий